За ширмой. Реальная жизнь нестоличных организаций РАН в десятилетие науки и технологии
ЕТОПР РАН в 2024 году провел большую работу!!!
Вашему Вниманию представлена презентация по ссылке (НАЖАТЬ)
"Расчетные и фактические значения финансового обеспечения Госзадания в академических институтах Минобрнауки. О предложениях по нормализации ситуации и финансированием ГЗ".
За ширмой. Реальная жизнь нестоличных организаций РАН в десятилетие науки и технологии
Майорова А.В.
Прошло более 10 лет с начала проведения реформы Российской Академии Наук. Согласно замыслу реформа должна была способствовать развитию науки в стране и усилению ее позиций на международном уровне, росту эффективности и наукометрических показателей работы ученых, их избавлению от злоупотреблений, бюрократии в околонаучной сфере. Кроме того, десятилетие науки и технологий 2022-2031 гг также объявлено Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.
Пришло время подвести итоги и посмотреть, как в настоящее время в десятилетие науки и технологии живут организации РАН, что изменилось за 10 лет после реформы РАН и достигла ли она своих целей.
Представлено авторское мнение, и оно может не совпадать с другими. Но поскольку в круг должностных обязанностей и кругозора автора входит административная, научная и профсоюзная деятельность, то это позволяет широко посмотреть на ситуацию, выявить проблемы и описать их со всех ракурсов, ответить на извечные актуальные вопросы: «Кто виноват? и Что делать?».
1. Популяризация фундаментальной науки.
Одной из задач Десятилетие науки и технологий является рост знания людей о достижениях Российской науки, ее популяризации, что способствует привлечению талантливой молодежи в сферу. Государством на проведение мероприятий по поляризации выделяются колоссальные средства, например, для проведения Конгресса Молодых Ученых, который пройдет в 2024 г уже в четвертый раз (г Сочи, площадка Сириуса). В целом в стране сложилось положительное отношение к науке, многие понимают о ее важной роли в развитии общества. Но важно разделить понятия фундаментальной науки от науки в целом, что мало кто делает. В этом кроется настоящая проблема, о которой принято замалчивать.
За десять лет прошедшие после реформы сотрудники, работающие в организациях РАН и занимающиеся фундаментальными исследованиями, ощущают трансформацию, видят, как в обществе отношение к слову фундаментальная наука изменяется в негативную сторону. Чиновники все чаще требуют от ученых коммерцианализировать свои результаты, разработки и спрашивают с них практическую пользу в кратчайшие сроки. Фундаментальное наука теряет свою идентичность и самоценность, и в настоящее время истина в получении нового научного знания замещается критерием эффективности и практической пользой. Для людей, не понимающих сути фундаментальной науки, слово «фундаментальное исследование» стало синонимом потраченных в пустую средствах, как говорят в народе «деньги на ветер». Это очень опасная тенденция, которая для нашей страны в будущем будет иметь колоссальные и трудновосстановимые потери.
Недавно академик А. Р. Хохлов, сейчас один из немногих удачно популяризующих фундаментальную науку в социальных сетях, опубликовал пост, посвященный этой проблеме. Академик обращает внимание на проведенный опрос, который показал, что немногие Россияне смогли назвать выдающихся ученых современности. Для некоторых выдающийся ученый равно популярная личность. Поэтому отнесение в ответах Александра Мясникова, постоянного ведущего канала «Россия 1», к выдающемуся ученому современности не должна никого удивлять.
«Кто виноват?»
Отметим, что популяризовать фундаментальную науку в обществе было всегда трудно и ее роль в стране малопонятна многим простым людям. Однако отдельная структура РАН осуществляла руководство организациями РАН до 2013 года и ограждала от посягательств чиновников на фундаментальную науку, что позволило структуре пережить даже 90-е годы. После того как организациями РАН стали управлять сами чиновники барьер был убран.
В силу сложившейся внешней мировой конъюнктуры наша страна вынуждена быстро реагировать и изменяться. Особенно это наблюдается в военных научных разработках, когда результат «нужен был вчера», а счет времени на изобретения и преобразования идет на часы. В большинстве случаев, что было актуальным и нужным в прошлом году в новом устарело и требуется срочная модернизация и доработка. В этой связи в последние годы в разы усилилось давление на ученых, занимающихся фундаментальной наукой. Приветствуются, поддерживаются и финансируются проекты, которые в отдаленном будущем могут принести практическую пользу, а коммерческий удачный результат от реализации очевиден. Сама фундаментальная наука не принесет очевидного коммерческого результата в обозримом будущем, так что многие чиновники считают, что ее можно финансировать по остаточному принципу. И конечно, чем меньше по размеру и чем дальше располагаются организации РАН от источника ресурсов, тем сложнее таким организациям получить достойное финансирование на фундаментальные исследования.
«Что делать?»
Нужно констатировать, что в силу специфичности роль и значимость развития и поддержки фундаментальных исследований в современном мире до конца не удастся раскрыть и обосновать. Поэтому все призывы ученых и Профсоюза работников РАН поддерживать фундаментальную науку финансово могут остаться не услышанными. Однако, чтобы пытаться изменить ситуацию необходимо продолжать это делать «из раза в раз».
Дорабатывать, совершенствовать, развивать уже ранее открытое, всегда проще, дешевле и экономически обосновано. Если прекратить заниматься и искать истину, смысл и взаимосвязи, проделывая огромную работу, выкидывая и отметая по пути ненужные результаты, то новое, прорывное открытие не совершить. Если Государство не изменит отношения к фундаментальным исследованиям с «остаточного» принципа на приоритетный, не начнет активно популяризовать в обществе, не начнет объяснять на всех общественных площадках, что финансирование фундаментальных исследований - это не в пустую потраченные деньги, а долгосрочный вклад в будущее нашей огромной страны, то в обозримом будущем нашу Родину ждет отставание в прогрессе, технологическая зависимость от других стран, трудновосстановимые потери, в том числе имидживые.
Обществу и чиновникам, от которых зависит дальнейшая судьба фундаментальных исследований, нужно помнить историю. Когда ученые Мария Кюри с мужем Пьером и Анри Беккерелем в конце 19 века занимались фундаментальной наукой и изучали, а затем открыли радиоактивность, они не знали о масштабе своего открытия, и тем более во время исследований не думали о его коммерческом результате в ближайшем будущем.
2. Финансирование фундаментальной науки
Оплотом развития фундаментальной науки в стране до сих принадлежит РАН и научным организациям РАН, которые сейчас находятся в ведении МИНОБРНАУКИ РОССИИ. Поэтому глубокий анализ Государственного финансирования организаций РАН поможет адекватно оценить сложившуюся ситуацию в стране с финансовым положением фундаментальной науки.
Для объективного описания проблем с финансированием организаций РАН использовались официальные легальные источники информации о бюджетном финансировании организаций их Государственного задания и процедура парсинга.
Для работы с порталом «https://bus.gov.ru» использовался функционал «REST API», предоставляющий возможность получения и отправки сведений о научных организациях. Использованы следующие «endpoint»-ы:
1. для получения по заданному ИНН организаций РАН сведений о типе деятельности и КПП для идентификации головной организации и филиалов в последующих запросах 'https://bus.gov.ru/public-rest/api/7710568760-Generalinformation' ;
2. для получения размера государственного заказа за требуемый год 'https://bus.gov.ru/public-rest/api/7710568760-annualBalanceF0503721' с префиксами:
«blockInfo='income' и financialYear=2023» ;
3. для получения направлений научной деятельности 'https://bus.gov.ru/public-rest/api/7710568760-RGZ' с префиксами «blockInfo='service' и financialYear=2023» ;
4. для получения сведений о количестве работников на конец года и средней заработной платы. 'https://bus.gov.ru/public-rest/api/7710568760-activityResult' с префиксами «blockInfo='staff' и financialYear=2021».
Отметим, что на портале «https://bus.gov.ru» последним годом, когда собиралась и опубликовалась статистика по численности работников на конец года и о средней заработной плате относится к 2021 году, поэтому для дальнейшей работы выбран указанный год.
Для формирования запросов, получения и обработки данных был выбран язык программирования «Python». Данный язык позволяет работать в асинхронном режиме, что ускоряет выполнение запросов и их последующую обработку. Для этого использованы следующие библиотеки — «asyncio» — возможность работать в асинхронном режиме, «aiohttp» — асинхронное выполнение запросов, «json» — работа с одноименным форматом данных, «pandas» и «numpy» — для работы с данными — обработка и сохранение.
В целом использование вышеуказанной процедуры парсинга нам удалось правильно собрать статистическую информацию нужную для последующих расчетов и сравнения по более 400 организациям РАН. В небольших случаях, когда организация имела несколько филиалов под одним ИНН, наблюдался неточный сбор информации, который дальше не учитывался.
Далее на основе открытых данных размещенных МИНОБРНАУКИ РОССИИ на сайте https://www.cbias.ru/ о значениях нормативных затрат на выполнение работ по проведению научных исследований (фундаментальные научные исследования) на плановый трехлетний период нами создан калькулятор расчета объема государственного финансирования (в программе Excel) по своей сути имитирующий расчет объема государственного задания на портале ЕГИСУ НИОКТР https://www.rosrid.ru/.
Разработанный калькулятор по всем рассчитываемым финансовым показателям полностью учитывает корректирующие коэффициенты в зависимости от региона расположения, направлениям научных исследований и т.д. Отметим, в основе заложена методика расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного задания по Постановлению Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
С использованием данного калькулятора произвели расчет объема финансового обеспечения выполнения Государственного задания более чем 400 организаций РАН, расположенных по всей России.
Анализ полученных значений выявил несколько проблем. Сравнение рассчитанных величин по заработной плате научных сотрудников вычисленных путем умножения базовых значений оплаты труда, установленных МИНОБРНАУКИ РОССИИ, на региональный корректирующий коэффициент, со значениями по данным РОССТАТА среднемесячной номинальной заработной платой работников по субъектам РФ (https://rosstat.gov.ru ) показал существенное отклонение расчетов по заработной плате от уровня 200 % (целевой уровень для научных сотрудников по Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597). В среднем отклонение заработной платы научных сотрудников учитывающегося при финансировании Государственного задания отклоняется на 50% в меньшую сторону в равнении с данными РОССТАТА по регионам. Например, в Свердловской области на 1 научного сотрудника предусмотрено финансирование Государственного задания на заработную плату в размере 84118.9 руб, а по данным Росстата в 2023 г 200% от средней заработной платы по Свердловской области составляет 129993.6 рублей. Таким образом, наблюдается существенное недофинансирование Государственного задания организаций РАН на заработную плату научных сотрудников. И такое недофинансирование наблюдается по всем организациям РАН.
Сравнение рассчитанных значений величины субсидии на выполнение Государственного задания с реальными значениями, полученными по процедуре парсинга с сайта https://bus.gov.ru в целом по организациям РАН показывает занижение реальных цифр одобренного и выделенного финансирования МИНОБРНАУКИ РОССИИ организациям. Это доказывает, что выделение финансирования на выполнение Государственного задания осуществляется не на всех научных сотрудников, работающих в организациях РАН и выполняющих его. В среднем занижение выделения финансирования Государственного задания в организациях РАН находится в диапазоне 1,5- 2,0 раза от рассчитанного по числу работающих научных сотрудников.
Согласно Постановлению Правительства РФ №640 с 2016 г нормативные затраты на содержание неиспользуемого для выполнения государственного задания имущества составляли: на потребление электрической энергии в размере 10 процентов, а на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги. Однако после внесенных изменений в Постановление уже с 2019 г по настоящее время нормативные затраты на содержание неиспользуемого имущества не применяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания. Таким образом, МИНОБРНАУКИ РОССИИ выделяет на содержание используемого имущества для выполнения государственного задания объем финансирования, который обеспечивает работу только части сотрудников. Все остальные затраты на коммунальные услуги не учтены и являются колоссальной финансовой нагрузкой на организации РАН. Законсервировать и отрезать от коммунальных услуг часть площадей организаций для приведения их в соответствие к финансируемой норме физически не представляется возможным из-за технических проблем и размещения оборудования. Финансовая нагрузка по оплате коммунальных услуг, на некоторые организации, имеющие большие объемы площадей в силу своей специфики, выросла в 4 раза в период с 2018 г по 2023 г.
Озвучены только основные проблемы, которые были выявлены при анализе финансирования Государственного задания в организациях РАН.
«Кто виноват?»
Недостаточное общее финансирование фундаментальной науки и вложение в научные исследования приводят к недостаточному выделению средств МИНОБРНАУКИ РОССИИ и далее по цепочки организациям РАН.
«Что делать?»
Президент России В.В. Путин в своем Послании от 29 февраля 2024 г призвал более чем вдвое увеличить вложения государства в научные исследования. Только увеличение финансирования может привести к изменению сложившейся ситуации с финансированием фундаментальной науки в стране.
Профсоюзу работников РАН необходимо добиваться от МИНОБРНАУКИ РОССИИ изменения в сторону увеличения базовой величины всех показателей и всех корректирующих коэффициентов, которые используются при расчете выделения Государственной субсидии организациям РАН на выполнение задания, таким образом, чтобы база соответствовала реальному положению дел в регионе и по окладам и по коммунальным услугам и др. показателям. Недопустимо одновременное занижение финансирования в плане обеспечения только части научных сотрудников с одновременным недотягиваем их заработной платы до 200% от средней по региону.
А.В. Майорова